Неделю уже замечаю, что кучно прошли отзывы коллег-авторов на «Злой город». Да это, никак, фильм в свободном доступе уже? Так вот, сразу после премьеры рецензий было маловато, и что интересно, все положительные (так, отмечались некоторые шероховатости, но без особых претензий), причем, подчеркиваю от авторов, которых я менее всего склонен подозревать в рекламе.
Но читаю свежие публикации, а они-то почти все как на подбор, отрицательные. Вот те раз, ругается народ, и порой серьезно. При этом в комментариях, большинство читателей авторов поддерживают, например, частенько - «не смог досмотреть, выключил». Точно в свободном доступе, надо браться.
Не всё так просто с этим фильмом. Вообще ляпсусов многовато набирается. Я не буду особо придираться к лошадям - почему не монгольские? Некоторые зрители разглядели в кониках андалузцев и орловских рысаков. Я не знаю, хоть и деревенский сам, но в лошадях не разбираюсь, не было их в нашем совхозе. О другом поговорим, что режет и глаз, и слух в этом кино. Вот, например, если кони такие породистые, то теперь понятно, почему их на всех не хватило. Сцена с пешими монголо-татарами на марше - это мощно. Но в целом я рад, что лошади вообще есть. Однако, действующие лица, что наши, что монголы частенько забывают о конях и предпочитают биться в сугробах пешими. Ладно, спишем на трудности съемочного процесса.
Господа, почему у вас князь для своего возраста так странно ребячлив? Товарищи, это Русь, это Средневековье. Князья за каждый город, за каждую деревеньку волками грызлись, а с нашей великолепной лествичной системой и переизбытком Рюриковичей ни один из них не имел гарантии, что будет сидеть на отчине и дедине. Тогда такие мальчики не выживали, угу, книжник, вы бы ему еще кукол дали, или машинки из дерева выстругали. Пацану лет 12 на вид. Да хоть 11, он уже должен как влитой на коне сидеть и знать за какой конец меч брать.
А уж тогдашний 15-летка, даже крестьянин, если что, трем современным оболтусам 30 лет, напомаженные в барбершопе бороденки бы выдрал и скушать заставил. А нам кого показывают? Посмотрел информацию об актере: Дмитрию Махонину уже 14 лет, то есть, на момент съемок было 13. Господа, ну перегнули вы с возрастом актера. В 13 лет, такой «мальчик Митя» будь он князем в реальности, толстого воеводишку на дыбу бы поднял, при первом поползновении того в отношении матушки-княгини, а не кричал бы жалостливо - «почему ко мне Ратьшу не пустили?»
Княгиня-мать при всём честном народе, белым днем, милуется с воеводой, за толстенькую щеку его трясет. Да уж, наел ряху без сильной княжеской руки. Я уже как-то в шутку пытался давать советы сценаристам (правда, тогда это западных касалось). Товарищи, если вы не знаете правил средневекового этикета, то попробуйте вспомнить хотя бы … современные. Танцуйте от них что ли, хуже, чем у вас сейчас точно не будет. Представьте, допустим, большой завод. В главе совета директоров стоит дама, интересная, свободная. И вот у нее, положим, шуры-муры с еще одним директором, но рангом пониже.
Вот будет она его в коридоре за щечку трепать при снующих туда-сюда людях из цеха и менеджеров из кабинетов? Нет? А почему, задайте себе вопрос. А потом помножьте современные правила корпоративной и общественной этики на 100 - это и будет Средневековье. Но это же не метода наших сценаристов и режиссеров, не так ли?
Разбойники, ну, куда же без них. Они потом и город спасать будут. Откуда такая страсть наших киноделов к романтизации блатных? (глупый вопрос, правда?) Чуть ли не в каждый сериал про Великую Отечественную их норовят запихнуть, теперь вот в XIII век. Подходит разбойничек к телеге и режет ножом мешок - оттуда в грязь сыплется драгоценное зерно. Драгоценное. Вот на этом моменте, мне, как и некоторым комментаторам, захотелось выключить просмотр. Вспомнил классику, детскую, между прочим, книжку, неужели сценарист ее не читал?
«Кортик», А.Н. Рыбакова, Генка говорит зажравшемуся мажору Юре - «Ты, наверное, лебеду пополам с соломой не лопал?» А это XX век, если что, даже не XIII-ый. Зерно для русского человека, хоть для князя, хоть для крестьянина, хоть для татя лесного - жизнь. Поймите, простую вещь, товарищ режиссер, не было у разбойника супермаркета под рукой, не мог он туда сходить и хлебушка с колбаской купить. Тем более … это же у нас весна? У, как всё запущено. Вот если бы тать на мешок накинулся, зубами его порвал и попытался бы есть - я бы поверил. Вот, еще один наш автор, и опять более поздние времена (XVII век), Владислав Бахревский «Долгий путь к себе»:
«Наскочили казаки на последнюю подводу, выкинули из саней возницу, развернули лошадь, но те несколько охранников, что были при обозе, подняли стрельбу, началась погоня. Пришлось уносить ноги. Сани бросили, но Дейнека, бесшабашная голова, вернулся, схватил с возу мешок, а он словно с камнями – пшеница. Не поднять. Схватил другой, перекинул через седло. Тут и достала казака пуля.
А у них два старых монаха жизненно важный продукт везут через разбойничий лес. Да, один из монахов крут, но ведь его собратья об этом не знают?
Ляп из серии «слышал звон, да не знаю где он». Один из монголов говорит другому - «Моего отца русские убили на реке Калке, когда его отправили к ним послом». Ну, в пору моего преподавания истории в 7-ом, скажем, классе, я бы ученика за такую «мелочь» ругать бы не стал, просто бы поправил. Но простой школьник это одно - ему же никто не давал целого миллиарда целковых на освоение материала. А что касается создателей «Злого города», то будьте добры, за такие бабосики, иметь знаний побольше, чем просто о фактах битвы на Калке и убиения татаро-монгольских послов. Включите, опять же, простую логику - раз на Калке была битва, но послов убили, очевидно, раньше и в другом месте.
И вот как-то то так почти всю первую половину фильма. Только присмотришься - и тут бац, очередная нелепость сбивает и с толку, и с настроения. Поругивают многие Весняну. Меня для начала смутила не сколько ее боевитость, а вообще методы тренировок. Это всегда так тренировались с боевым оружием? Неудачливый жених-десятник со всей дури мечом машет, Весняна с такой дурью каким-то китайским копьем… Эффектно, конечно, но в реальности любой мог просто поскользнуться и привет. Может, поэтому умные люди и тренировались на шестах и деревянных мечах?
Великовозрастная Весняна замуж за десятника Лютобора не желает, и потому решились они с возлюбленным своим Могутой сбежать. Нет, идея, может и неплоха. Но как это подано? Двое взрослых (на вид лет за 30) людей, вышли на улицу покумекать о своих скорбных любовных делах, кавалер даме и говорит - а бежим в Новгород! А та - а давай! И помчались за ворота - в Великий Новгород из Козельска… Ни оружия, ни лошадей. Почему Весняна то свое копье не взяла? В марте месяце эта парочка даже без котомок (но зато в очень приличной одежде) бредет через лес.
Мне вот интересно, а когда снималась эта сцена прогулки в лесу, никого ничего не смущало? Ведь ясно же, чтобы нельзя эдак вольготно, как по бульвару, шагать через мартовский лес в Центральной России, тут целая бригада должна сначала поработать с топорами и лопатами. Кстати, «тропинку» неведомо кем протоптанную в чаще, можно и разглядеть. И в лучших традициях уже американских фильмов, Весняна с Могутой разделились. Что тут могло пойти не так?
С одной стороны, маленького князя хотели показать умным человеком. Вот только опять странно - почему он о кошарах знает, а его взрослые соратники нет? Только потому что он книжки читает? Впрочем, с мозгами у некоторых членов дружины и правда напряг - тот же Лютобор пошел Могуту ловить, в то время как монголы уже к городу на подходе. Это какой-то парад невменяемых.
Хм, убить своего и свалить вину на осажденных? Простите, не могу поверить в удачу такого хитрого плана. Ах, да, за послами ведь никто не наблюдал со стороны монголов, и злодей об этом почему-то знал наверняка. Вот это как пример нелепости, сбивающей с толку после минут 20 вроде бы ровного просмотра. Потом еще и «тайный лаз» в город появился. Напомнило «Княгиню Слуцкую», там этот «тайный лаз», наоборот знал положительный герой. И что-то не понял - воевода Вадим общался со своим побратимом кипчаком Амидом, кажется, телепатическим образом?
На известном киноресурсе занятно подают информацию о сборах: бюджет пишут в рублях (1.1 миллиарда) а сборы считают в долларах (4.8 миллиона). Надежда, я так понимаю, на то, что потенциальным зрителям будет лень воспользоваться калькулятором? Впрочем, для меня это не показатель крепости фильма.
В общем, идея хорошая и нужная. Исполнение … местами так себе. Но, ругать фильм я не буду. Я даже дал себе зарок не зудить слишком сильно предстоящий 2-ой сезон «Витязей», хотя предчувствую, что дичи там будет не мало. Снимать нужно, нужно работать в этом направлении, учиться и еще раз учиться, пусть с ляпами, пусть с не очень способными и неподходящими актерами. Может, когда и придем к успеху в этом жанре, под лежачий камень и вода не течет. Да, и это кино я смотрел в принципе, не без интереса. Пусть прорывом в жанре оно пока, увы, не стало, по крайней мере, это хотя бы шаг вперед. Главный его минус, пожалуй, неровность.
Ведь есть и очевидные плюсы. Во всяком случае, ужас нашествия режиссеру Константину Буслову, передать удалось, как и то, что сражаться, бывает, приходиться в совершенно безвыходной ситуации, без малейшего шанса не то что на победу, а хотя бы на выживание. Но … надо. Так что общие впечатления у меня скорее смешанные: здесь вот нравится, а вот тут - не слишком. У фильма такая особенность еще в наличии - первую половину он сильно спотыкается на всяких кочках и вызывает вопросы, но за середину повествования серьезно крепчает и блистает уже сильными сценами.
А по поводу высказанных претензий, если уж некоторым читателям они не понравятся - так у нас в России еще самые безобидные блогеры и комментаторы. В какой-нибудь Южной Корее, если зрителям проект не о незаконченном сериале «Чосонский экзорцист» - производство прекращено из-за жалоб публики. Принц не так на коня сел, не так с коня слез, яйца на столе неправильные (китайские, а не корейские) и всё такое прочее. А сериал, между прочим, изначально так себе исторический - про зомби вообще-то. Но исторических ляпов корейские зрители не стерпели. Так что, мы, тоже имеем право не терпеть и высказываться.