/ Блог / Последние Вермандуа-Капетинги: нерешительность - дорога к забвению
2811. Последние Вермандуа-Капетинги: нерешительность - дорога к забвению

Последние Вермандуа-Капетинги: нерешительность - дорога к забвению

Примечательно, что у обеих сестер Вермандуа детей так и не появилось, несмотря и на четвертый брак Элеоноры, причем в последний брак она вступила в 1175 году, совсем не поздно, в возрасте минимум 23-х, максимум 27 лет (точный год ее рождения неизвестен - или 1148/49 или 1151/52).

  Ей просто не повезло с первыми тремя мужьями (Жоффруа Эно - умер через три года после свадьбы, Гийом IV Неверский - скончался всего через год и вот Матье Эльзасский - «продержался» тоже около трех лет) - что-то они слишком быстро умирали после свадьбы. А вот история брака Изабеллы и Филиппа Эльзасского получила неожиданное продолжение. Как пишет Жильбер Монсский в «Хронике Эно» в 1175 году Изабеллу поймали на прелюбодеянии. Филипп изгнал свою жену (брак чуть позже был расторгнут), а ее любовника, некоего Вальтера де Фонтена забили насмерть (романтика-с). Король Людовик VII объявил держателем Вермандуа (но, видимо, только пожизненным) Филиппа, который, кстати, был его старым другом, а графство Валуа перешло к Элеоноре.

 Сложное решение, о мудрости которого можно поспорить, Людовик VII был еще тем собирателем земель французских, такой раздел к тому же явно попирал права ближайших родичей короля - в первую очередь Элеоноры (если уж Изабеллу объявили изгоем), а кроме нее пока оставались еще и другие Вермандуа. Это потомки Генриха (убитого рыцарем разбойником Тома де Марлем), младшего брата Рауля I Вермандуа, сеньоры Шомон-ан-Вексен. В конце концов - прелюбодеяние, допустим, дело богопротивное, но с какой стати лишать наследства родичей обвиненной и отдавать ее земли бывшему мужу?

Людовик VII был парадоксальным королем - явно сам того не желая, он тем не менее создавал будущие проблемы для своего наследника. Вот зачем вообще было нужно выдавать Изабеллу Вермандуа за наследника Фландрии? О какой дружбе могла идти речь, друзья королей уж слишком части их огорчали. Можно было бы предусмотреть вариант женитьбы Изабеллы или той же Элеоноры на их кузене, один из них, Гуго кажется подходил по возрасту. В конце концов, даже если не надеяться на какую-то там благодарность со стороны облагодетельствованных родичей, всё равно лучше вместо одного слишком сильного вассала, иметь двух - одного сильного и другого не очень.

  Последние упоминания о семье младших Вермандуа исчезают после 1266 года, о них мало, что известно, например, Гуго, двоюродный племянник Изабеллы и Элеоноры был взят в плен людьми Ричарда Львиное Сердце, но смог сбежать из замка Бонвиль-сюр-Тук, подкупив своего надзирателя. Впрочем, за обход этих родичей надо «винить» уже Филиппа II Августа - разве не они должны были получить по обычному праву и Валуа, и Вермандуа, после того как король Франции окончательно перевел их под свое прямое правление?

 Кстати, один из Роберт Шомон, был свидетелем при подписании договора между королем и Элеонорой Вермандуа, когда она передавала Филиппу II свои владения. Так младшие Вермандуа и обнищали, известно о том, что в середине XIII они продали одну небольшую сеньорию - то ли одну из двух у них имеющихся, то ли вовсе единственную. Вероятно, они даже не смогли держаться на том низком уровне, где позже находились младшие Куртене. «Винить» короля Филиппа в пренебрежении к родичам, я поставил в кавычки, так как этому королю явно ни к чему были лишние крупные вассалы.

С другой стороны, остается вопрос - почему потомки Генриха Вермандуа сами не пытались бороться за наследство пращура? В противовес королю на защите наследственных прав французского дворянства всегда стоял Парижский парламент, почему младшие Вермандуа даже не пытались обратиться к представителям знати же, упирая на свое прямое и законное происхождение по мужской линии от короля Генриха I? Даже если бы эта попытка потерпела бы неудачу, от Филиппа II Августа можно было бы добиться (почему бы и нет?) каких-нибудь сеньорий в глубине королевского домена, где король не опасался бы мятежей и сговора с внешними врагами. Но … слабость этого клана или какие другие причины очень быстро привели последнюю чахлую веточку Вермандуа-Капетингов, сначала к полному забвению, а потом и угасанию.

О судьбе Изабеллы Вермандуа после ее разоблачения и расторжении брака ничего не известно, кроме того, что она скончалась в 1883 году, в Аррасе (Артуа). И так как у короля Филиппа II никаких оснований дружить с графом Филиппом Эльзасским не было, то вновь открывшийся вопрос с наследством Вермандуа, дал ему и новый повод для противостояния с Фландрией.

Продолжение следует …

Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

avatar
Реклама

Тут могла бы быть Ваша реклама!

Статистика
Всего
Пользователей
Гостей
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наверх