Таким образом наследование графства Булонь оказалось в подвешенном состоянии. Даже трудно сказать, окажись на месте Марии Блуа мужчина – стали бы его выводить из церкви? В любом случае вопрос заинтересованные люди в лице короля Франции и графа Фландрии, Тьерри, так или иначе решили бы, если не подсуетился младший сын последнего – Матье Эльзасский. 22-летний второй сын решил сам ковать себе будущее, всё лучше, чем сидеть и надеяться, что у старшего брата не будет наследников. Видимо, ему не составило труда добраться до английского монастыря в этом же 1159 году, выкрасть Марию и увезя на континент насильно на ней жениться. Хотя степень насилия здесь под вопросом, в конце концов Матье Марию не из отчего дома у любящих родителей воровал.
А по прибытии в Булонь Матье нахально объявил себя графом по праву жены, и так как Марию, по-видимому, тоже всё устраивало, никаких волнений в дворянстве и среди горожан не произошло. Уже в 1160 году у Матье и Марии рождается первая дочь – Ида. Скандал, разумеется был знатный. Папа Александр III и архиепископ Реймсский отлучили новобрачных от церкви, как и тех клириков, что осмелились заключить их брак. Тут и выход из монахинь (в основном) и близкое родство в довесок. Кстати, после своей женитьбы, новый граф, как ни в чем не бывало даже попросил учреждения епископской кафедры в Булони.
Его отец Тьерри был сильно раздосадован таким самоуправством и даже сгоряча объявил Матье исключенным из наследства графства Фландрия. Но последняя была для младшего сына журавлем в небе и особого впечатления родительские санкции не произвели. По-видимому, их жизнь с Марией даже вполне устроилась, отлучение от церкви, их как будто тоже не беспокоило, вот только детей больше пока не появлялось. На строптивую пару продолжали давить и в 1168 году на Булонь был наложен интердикт. В конце концов, вероятно придя к соглашению между собой, Мария и Матье согласились на расторжение брака - произошло это только в 1170 году и именно тогда родилась их вторая дочь - Матильда. Мария спокойно принимает новый постриг и удаляется в один из нормандских монастырей.
А вот Матье… остается графом Булони. Занятная вообще ситуация. Просто интересно в каком статусе, ведь нельзя сказать - «по праву бывшей жены»? Вероятно, все смирились с тем, что Матье будет владеть графство пожизненно, ведь отказываться от него он явно не собирался.
Вступил он и во второй брак - с Элеонорой Вермандуа, в 1171 году. Элеонора была дочерью почти угасшего рода младших Капетингов-Вермандуа (после смерти ее брата Рауля II, оставалась младшая линия этого клана, но о ней все забыли), а кроме того, младшей сестрой Изабеллой (1143-1183) - графини Фландрской и жены нового герцога Филиппа I (Тьерри, отец Филиппа и Матье умер в 1168 году).
Идея этого брака принадлежала без сомнения Филиппу Эльзасскому. Дело в том, что женат он был на Изабелле уже 12 лет (с 1159 года), а наследников нет как нет. Вероятно, уже тогда граф всерьез думал о разводе, вот только жена принесла с собой в приданное графства Валуа и Вермандуа. Вот граф Филипп и придумал следующую комбинацию - его младший брат Матье, ставший теперь свободным от брачных уз, женится на Элеоноре, а та в свою очередь с великой степень вероятности наследует Вермандуа и Валуа за своей сестрой, которая, видимо так и останется бездетной. Таким образом, два французских графства остаются в сфере влияния Фландрии - их фактическим владельцем будет вассал-брат графа. Сразу приходит в голову мысль, что братья Эльзасские просто сговорились после смерти отца, и Матье как женился ради одного графства, так и развелся ради парочки других.

Вот только именно этот план так и остался безрезультатным, в 1173 году Матье погиб в Нормандии (не оправившись от раны, нанесенной арбалетным болтом), когда вместе с братом же поддержал мятеж сыновей короля Англии Генриха II против отца. Матье не успел обзавестись детьми в браке с Элеонорой Вермандуа (кстати, вопрос могли бы его дети не от Марии Булонской претендовать, собственно, на Булонь, отпал сам собой) и та стала вдовой уже в третий раз.
Продолжение следует …