После падения Римской империи, в раннем Средневековье основной золотой монетой была византийская номисма, или как позднее стали называть все золотые византийские монеты в западной Европе - безант.
Начиная с конца VII века важное место в международной торговле занимает и мусульманский золотой динар. Вместе с пришедшим на смену номисме иперперами (также высочайшего качества с сохранением стабильного курса) золотые динары играли теперь определяющую роль в международной торговле Европы, Северной Африки и Азии вплоть до Дальнего Востока. По сути в мире господствовали на равных две денежные единицы.
С утверждением своей власти в Святой земле, политически и географически находясь между Византией и мусульманским миром, крестоносцы попытались сделать серьезную заявку на введение в мировой оборот третьей золотой монеты, своей собственной чеканки. Назвали они ее безант – уже знакомое и привычное им обозначение золотой монеты. Именно безант крестоносцев стал первой христианской золотой монетой в широком и массовом обращении, за значительное время до того, как в Италии появились первые флорины.
Королевство крестоносцев пошло на оригинальный прием, соединив христианскую и арабскую символику в своих монетах. По сути крестоносцы просто копировали египетский динар Фатимидов добавив изображение креста. Смысл здесь был простой – новое государство хотело, чтобы его монеты приняли на Востоке. Но монеты напоминали арабские лишь внешне, по одной простой причине, чеканщики не знали арабского языка – надписи арабской вязью зачастую были бессмысленной нечитаемой имитацией, их просто плохо копировали. Но на более удачных копиях можно было по-видимому прочитать имя Мухаммеда. Что интересно, захватив город Тир, где работал монетный двор Фатимидов, крестоносцы стали использовать для чеканки уже существующие рабочие штемпели. В любом случае, в чеканке золотых монет крестоносцы принципиально избегали использовать образы христианских правителей, а также латинские или французские надписи.
В связи с этим, позднее, в 1250 году Римский папа Иннокентий IV, запретил чеканку монет с «мусульманскими» надписями из-за жалобы папского легата Одо де Шатору, который и обратил внимание, что на этих монетах крестоносцев «что-то не так», а именно «На безантах и драхмах, отчеканенных христианами в Акре и Триполи, указаны имя Мухаммеда и дата его рождения». Интересно, что до этого замечания папского легата крестоносцев данный факт не смущал. «Исправление» было следующим – арабские надписи были оставлены, но содержание их стало христианским.
Первый безант был копирован с поздних фатимидских динаров. Монета была 22-23 мм в диаметре и весила от 3.5 до 3.7 грамма в среднем, хотя встречаются варианты от 3.15, до целых 4 граммов. Как указано выше надписи зачастую не просто копировались, а бессмысленно имитировались, просто черточки, кружки, значки, отдаленно походившие на арабскую вязь. Содержание золота в монете было не таким уж и большим – от 65 % до 75%.
После римских замечаний в 1250 году монетная система изменилась – арабский текст надписей уже осмысленно содержал христианские надписи, размер монет не изменился, оставшись 23 мм в диаметре, но вес несколько уменьшился, став от 2.8 до 3.63 грамма.
В общем итоге монеты крестоносцев не выдерживали конкуренции с более привычными международной торговле и самое главное более качественными золотыми монетами византийцев и мусульманских государств.