«Время ведьм» с Николасом Кейджем и Роном Перлманом – один из моих любимых фильмов на околосредневековую тематику. Но так получилось, что, неоднократно просматривая данное кино, я не обращал особого внимания на пролог – череду битв, по итогам, которых героя Кейджа постигло небывалое разочарование в вере и вообще в идее.
Но вот в последний раз, как-то слишком сильно бросилось в глаза, что здесь что-то не так… Битвы и годы кампании. На мой взгляд, не та кампания, где крестоносец мог впасть в мировоззренческий тупик и уйти в туман.
Дело не в том, чтобы искать историческую достоверность в этом фильме, коли уж здесь явные фэнтезийные вставки. Это не «Царство небесное», где предъявлять претензии, по моему мнению, не только можно, но и нужно. Дело в логике, мотивации героев, передергивании фактов и ловкой подмене понятий.
Крестовый поход - крестовому походу рознь. Есть Четвертый поход, а есть битва при Никополе и Крестовый поход на Варну. В Четвертом – 1204 года, уничтожили христианское государство, а при Никополе, и в так называемом «последнем» Крестовом походе 1443-1444, крестоносцы пытались защитится и спасти христианские государства от турок.
Дело Бэймона фон Бляйбрука и Фелсона подается сценаристами «Времени ведьм» как нечто по умолчанию плохое, но посмотрим – а что же это была за военная кампания? Кто нападал, и кто защищался?
Пролог открывается битвой в заливе Эдримит - здесь имело место как морское, так и полевое сражение (нам показали последнее), в ходе кампании Первой Крестоносной Лиги; заканчивается сражением за Смирну 1344 года – кампания известна как Крестовые походы на Смирну.
С парой битв в середине мне не удалось толком разобраться, особенно с загадочной и вьюжной «Battle of Artah 1339 год». Вообще, известная битва при Артахе, случилась еще в 1109 году и возле Антиохии. То есть, восточнее театра боевых действий времен Крестового похода на Смирну, да и наличие в тех краях снежного бурана сомнительно.
И вот тут-то Бэймона осеняет – он делает нечто неправедное и плохое. Да неужели? Но в эту эпоху христианский мир обороняется на Юге Европы, максимум, наносит превентивные по турецким базам, расположенным на бывших же христианских землях. Вот и Смирна – она полностью захвачена Умуром-беем, эмиром Айдына в 1329 году. Сделав эту удобную гавань своей цитаделью, эмир вовсю занялся пиратством. Римский папа Климент VI организовал серию крестовых походов против эмира Умура как раз с целью защитить христианское побережье от пиратских набегов.
В итоге получается нечто неудобоваримое – тевтонский рыцарь (или все-таки сценаристы предполагали, что Бэймон с Фелсоном – госпитальеры?) возмущен борьбой собратьев-христиан с … пиратами. И тикает с товарищем в самый разгар сражения – битва за Смирну не закончилась. В 1344 году поход был не слишком удачен, крестоносцы несли потери и лишились своих предводителей, хотя и сохранили за собой основную часть крепости.
Итак, обезглавленная крестоносная армия с трудом, при непрекращающихся атаках отрядов эмира, удерживает прибрежную крепость Смирны, ждет помощи (она все же пришла). И тут Бэймон заявляет – «Я устал, я ухожу». Вот кто он и Фелсон после этого? Крайне неудачный момент для «прозрения», надо сказать, выбрали сценаристы.