Листая старые журналы, в который раз удивляюсь странному и предвзятому отношению дореволюционных российских журналистов к врачам. Доставалось всем – и труженикам земщины (замерзавшим в бескрайних степях лесах между русскими деревнями) и городски – те и вовсе лишь деньги выжимали, по мнению прессы.
В общем так: не делают – плохо, делают – тоже плохо. Вот и в журнале «Север» в 1903 году появилась характерная для того времени заметка, где постоянный автор журнала, под именем «Скромный» возмущался «небывалым» случаем. А начиналась заметка так:
«Бесцеремонность врачей общеизвестна. Прикрикнуть на робкого больного, пренебречь женской стыдливостью для иного эскулапа – своего рода форс… Но что скрывается за этим форсом? Всегда ли бесстрастие ученого врачевателя недугов телесных? Вот, например, факт, почти не поддающийся объяснению»
Речь, собственно, вот в чем. Дикое возмущение «Скромного» вызвал факт внепланового медицинского осмотра в женской прогимназии г. Ардатова. (Имеется в виду Ардатов, ныне расположенный в Республике Мордовия, а в то время относящийся к Казанской губернии).
В местной женской прогимназии был произведен земским врачом осмотр учащихся. Вот только дети не были подготовлены к осмотру, не знали о нем и родители. По мнению последних создалась неуместная обстановка, этого бы не было если бы школа и семья шли рука об руку в трудном деле воспитания детей – так было написано в возмущенном письме в одну из газет соседней Самарской губернии, откуда и был взят материал для журнала «Север».
Для осмотра надо было обнажить часть груди и колени, многие девочки и девушки возмутились, просили их не осматривать, а одна из учениц педагогического класса, где учились уже взрослые девушки, и вовсе в знак протеста ушла домой.
Некоторые из родителей подавали прошения попечителю Казанского учебного округа с целью выяснить законность подобных осмотров. Вот и журналист Скромный гневно вопрошает о «законности» медицинского осмотра. Дескать причем тут ассистенты? И неужели во всем Ардатове не нашлось фельдшерицы? А вот здесь вопрос уже не к земщине, которую в очередной раз третирует журналист, а к правительству – касательно доступности женского медицинского образования в империи.
Сначала я было подумал, что речь, все-таки идет о «внезапности» - не уведомили родителей, хотя осмотр по нынешним меркам, крайне скромный и поверхностный. Тут как-то все же натянуто. Но неужели по мнению прессы надо было согласовывать с родителями такие мероприятия и проводить их только с родительского разрешения? Уместно ли это с точки зрения медицинской безопасности?
Однако, нет – журналиста возмущает еще и сам факт осмотра в женском учебном заведении, он додумался до того, что сравнил этот осмотр с происходящим в студии одного питерского художника. Там этот художник, рисует с друзьями-художниками наброски с натурщиц. Угу, вот и намекает, что земский врач Ардатова в прогимназии чуть ли не тем же самым занимался – не осматривал во имя здоровья, а из-за каких-то не здоровых побуждений на коленки смотрел.
Дремучесть вопиющая. И это ведь писал столичный журналист, а что взять с провинциалов Казанской губернии? Вот только вот в чем закавыка: – не дай Бог, в этом же Ардатове произошла бы какая-нибудь вспышка чего-нибудь нехорошего – и журнал «Север» и «Самарская газета» первая «забившая в набат», на все лады поносили бы ту же земщину – почему не досмотрели, как-так довели и это-то в начале XX века? А к казанскому попечителю, полетели бы письма от родителей - почему он своевременно не организовывал… медицинские осмотры?