/ Блог / Несчастливая Иберийская уния и восход династии Браганса. Часть 3-я
0407. Несчастливая Иберийская уния и восход династии Браганса. Часть 3-я

Несчастливая Иберийская уния и восход династии Браганса. Часть 3-я

 Но самой законной наследницей с точки зрения действовавшего португальского права была Екатерина (1540-1614), герцогиня Гимарайнш по собственному праву (унаследованному от родителей и младшего брата) и герцогиня Браганса в замужестве.

 Почему именно она? Если вернуться к схеме, то можно увидеть, что ее младший брат Дуарте, наследуя права своего отца того же имени, проживи он хотя бы пару недель после того как пришли вести о гибели короля Себастьяна I, автоматически стал бы королем де-юре. Собственно, права Филиппа II и герцога Савойского, были унаследованы от матерей, и, строго говоря, могли рассматриваться лишь после смерти всех братьев – сыновей Мануэла I и угасания их законного потомства. Но таковым потомством были дети инфанта Дуарте – Мария, Екатерина и Дуарте.

 Дуарте скончался в 1576 году и его права переходили к сестрам – Марии и Екатерине. Мария пережила брата всего на год, замужем она была за знаменитым полководцем Алессандро Фарнезе (1545-1592) на тот момент еще наследником герцогства Пармы и Пьяченцы. Соответственно сын Марии и Алессандро – Рануччо (1569-1622, в будущем 4-ый герцог Пармы), также был наследником. Но эта семья была верными сподвижниками испанского короля и в «выборах» принимала формальное участие. Таким образом, «высшие» права на португальскую корону принадлежали именно амбициозной Екатерине, которая и не думала от них отказываться.

 Все же кардинал-король склонялся к выбору испанского короля, но 31 января 1580 года, Энрике I скончался, не озвучив своей воли. Собравшийся после его смерти Совет из пяти высших сановников королевства четырьмя голосами (за Филиппа) против одного (за Екатерину), установил права на трон за королем Испании. С важной оговоркой – Португалия со всей ее колониальной империей, остается отдельным независимым королевством, с королем Филиппом I.

Пока суд да дело, бастард Антонио поднял мятеж, захватил Лиссабон и провозгласил себя королем Португалии Антонио I. Но стать вторым королем-бастардом, подобно Жуану I Ависскому ему не удалось - всего через месяц, в августе 1580 года, его небольшое войско, в которое бастард навербовал не только португальских ополченцев, но и африканских военнопленных и даже рабов (в обмен на свободу) было разгромлено железным герцогом Альбой, явившемся в Португалию подтверждать права своего короля. Дальнейшая судьба неудавшегося короля дона Антонио небезынтересна и заслуживает отдельного рассмотрения, но главное дело своей жизни он проиграл окончательно и бесповоротно.

Наступила Иберийская Уния. Сбылась мечта об объединении Пиренеев под властью одного монарха, вот только … это была сбывшаяся мечта только Испании. Вскоре португальцы с негодованием и возмущением обнаружили, что из их континентального королевства с удовольствием выбивают налоги на нужды Испании и солдат для ее войн, а с колониальной империей и вовсе творится форменное безобразие. Все три короля Иберийской унии – Филипп I, Филипп II, Филипп III (соответственно, в Испании они были Вторым, Третьим и Четвертым), как будто не имели ничего против того, что португальские земли подбирают к рукам голландцы и французы.

 Наконец, когда при Филиппе IV, пала Шри-Ланка, захваченная голландцами, а в Бразилию дружно высадились еще и французы, параллельно с теми же голландцами, терпение португальской аристократии лопнуло. В конце 1640 года было поднято стихийное восстание, и Жуан, герцог Браганса, внук Екатерины, вынужденной смириться с потерей трона ровно 60 лет назад, был провозглашен законным королем Португалии под именем Жуана IV. В течении лишь месяца новому королю принесли присягу уже по всему королевству.

 Войну за независимость с Испанскими королями, не желавшими расставаться с унией, пришлось вести долгих 27 лет, лишь в 1668 году, Испания признала новую Португалию. Завершал войну принц-регент Педру (с 1683 года Педру II), самый младший сын Жуана IV. Интересно, что с Жуаном, в Португалию, вместе с независимостью, вернулась власть королей-Капетингов. Первый герцог Браганса Афонсу I (1377-1461) был бастардом бастарда – внебрачным сыном короля Жуана I Ависского. Жуан IV - его потомок в восьмом поколении, стал родоначальником новой ветви Старшего Бургундского Дома Капетингов.

 Но все же законность его прав на корону, как считалось, исходила в первую очередь от его бабушки Екатерины, а от деда лишь во вторую и то только потому, что тот тоже по линии матери происходил от Ависской династии уже самым законным образом. В заключении можно добавить, что после 1640 года, лишение права Екатерины на трон, тогда в 1580 году, было официально признанно незаконной и катастрофической ошибкой.

 

Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

avatar
Реклама

Тут могла бы быть Ваша реклама!

Статистика
Всего
Пользователей
Гостей
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наверх