Народный учитель, присланный земством в одно из сел Иркутской губернии, столкнулся по сообщению газеты «Восточное обозрение» с совершенно непредвиденными трудностями.
Дело в том, что в некоторых, слишком отдаленных и глухих местах Сибири, даже на 1902 год (именно в это время вышла заметка в газете), люди были еще настолько невежественными, что все непонятное и необычное, объясняли исключительно действием нечистой силы. Неприятности неназванного учителя начались с того, что он повесил в своей школе часы: стоило больших трудов объяснить, что тиканье - это работа механизма, а не дьявольское наваждение.
Через некоторое время, учитель решил бороться с пьянством в селе, организуя досуг крестьян – открыл при школе воскресные чтения. Основная его задумка заключалась в показе туманных картин, при помощи «волшебного фонаря». Дело в том, что наибольшим успехом среди крестьянства (в частности, и в Иркутской губернии также) пользовались чтения и лекции именно и с использованием проекционных аппаратов. Собственно, этот волшебный фонарь, учитель приобрел на свои средства, без помощи общества. Но вот в этой глухой деревне, увы, все пошло как-то нет так…
Учитель был премного удивлен, когда в один из праздничных дней, к нему вошло несколько пьяных мужиков. Крестьяне потребовали от него ключи от библиотеки, прочие школьные вещи и заявили ему чтобы он немедленно убирался из школы, так как «общество» признало его «волшебником». Ибо он, при помощи неких дьявольских сил, «пущает разные картины на холст».
С большим трудом учителю удалось убедить мужиков отложить его изгнание до следующего дня, с тем чтобы он собрал вещи. Между тем учителю удалось послать телеграмму местному приставу (надо полагать, телеграф в селе был), с просьбой о помощи. Но еще до приезда пристава, мужики прислали к учителю сельского старосту с ружьем с «заданием». Задание заключалось в том, чтобы староста выстрелил в педагога и таким образом точно узнал – колдун тот или нет. Если пуля не возьмет, тогда мы его дескать, и выдворим без всякого начальства.
К счастью для учителя, вмешались благонамеренные сельчане и обезоружили полуспятившего от постоянного пьянства старосту, тут и пристав приехал. Староста был смещен с должности, а от учителя пристав потребовал официальной жалобы – на этом «Восточное обозрение» и заканчивало заметку.