Султан Разия (? - 1240) была первой (и единственной) женщиной - полноправной правительницей «объединенной Индии» за все время существования, как Делийского султаната (1205-1526), так и пришедшей ему на смену Империи Великих Моголов.
Для начала интерес вызывает само титулование Разии. Правильно – именно «султан». Ни в коем случае не «султана» или тем более «султанша». В исламском мире, в данном случае не существовало женского аналога для титулования главы государства, но при этом вовсе не отрицалась сама возможность женщины быть правительницей.
Джалаат ат-дин Разия-султан бинт Илтутмиш (в отечественной историографии) принадлежала к первой из пяти неродственных (то есть, отчасти не связанных внутри себя кровными узами) династий Делийского султаната – мамлюкской, правивших с 1206-го по 1290-ый годы. Обстоятельства восхождения Разии на трон отца до сих пор остаются точно не выясненными, во всяком случае нельзя с абсолютной уверенность сказать была ли она назначенной наследницей своего отца (по наиболее популярной версии) или же захватила власть силой.
На мой скромный взгляд, последняя версия никак не умаляет достоинств Разии, ровно, как и не очерняет её, во-первых, узурпация требует куда большей решимости, а во-вторых, почему бы и женщине не заниматься тем, что делали почти все мужские представители как её, так и последующих династий султаната.
«И последние станут первыми» - так можно сказать о самой военной касте мамлюков, возникшей в IX веке в арабском государстве. Изначально привилегированные воины-рабы из неарабских народов, со временем достигли положения эмиров-наместников и даже правителей в исламских государствах Востока. В 1206 году, после гибели не имеющего сыновей, последнего полновластного султана империи Гуридов, Муххамада Гури, его владения оказались разделены между его же бывшими военачальниками-мамлюками. Одним из таких мамлюков-султанов и стал основатель Делийского султана – Кутб уд-Дин Айбак.
Строго говоря, Дели стала столицей этого государства чуть позже – в 1214 году, уже при третьем султане. Сам Кутб уд-Дин Айбак неожиданно скончался уже в 1210 году, и его место поспешил занять некий Арам Шах. Личность эта малоизвестная, точно не установлены ни степень родства, ни вообще родство Арам Шаха с предыдущим султаном. Известно лишь, что именно Арам Шаха знать Лахора - действующей столицы султаната, провозгласила новым правителем. Но провинциальные эмиры не согласились с этим и власть султана была предложена выдающемуся полководцу Кутба уд-Дин Айбака – бывшему воину-рабу Шамсу ас-дину Илтутмишу ибн Йилам (далее – Илтутмиш).
Вот Илтутмиш точно был связан родством с первым султаном, хотя и не прямым: был женат на одной из трех его дочерей – Тюркан Хатун. Наличие же сыновей у первого султана ни в каких ранних хрониках не зафиксировано, лишь поздние летописцы называют его «сыном» Айбака, но возможно «ибн Айбак», это простая ошибка. В любом случае Арам Шах был разгромлен в битве и погиб при неясных обстоятельствах – или в бою, или казнен, взятый в плен.
На протяжении всего своего правления (1211-1236) вел политику укрепления и укрупнения своего султаната, завоевав Пенджаб, Синд, Гвалиор и в конце концов, получил признание своей власти от халифа Абассидов, Абу Джафара аль-Мансура. Но вот смерть жесткого и решительного правителя в 1236 году, положила начало анархии в Делийском султанате. Надо сказать, что Илтутмиш решил заблаговременно подготовить себе наследника, воспитывая в его качестве, по-видимому, старшего из своих сыновей – Насира ад-Дина Махмуда. Но принц неожиданно умер в 1229 году, и вот далее начинаются уже неясности.
Определенно известно, что в 1231 году, во время военной экспедиции в Гвалиор, Илтутмиш поставил свою дочь наместницей в столице и со своими обязанностями в отсутствии отца она справилась отлично. Кроме уже покойного Насира ад-Дана Махмуда, у Илтутмиша на момент его смерти оставалось еще как минимум семь сыновей. Предполагаемый восьмой сын, в конце концов также ставший султаном, по одной из версий – внук Илтутмиша.
Официально считается, что Илтутмиш счел всех своих оставшихся сыновей не способными к управлению и потому назначил Разии наследницей – так он и объяснил свое решение тюркской знати. Но все же некоторые исследователи в этом сомневаются, предполагая, что это может быть легендой сторонников. О существовании указа о передачи власти Разии говорит только один источник того времени, но его автор, историк Минхадж, в 1236 году отсутствовал в Дели и прибыл туда позже. Косвенно этому противоречит тот факт, что накунуне своей кончины султан призвал своего оставшегося старшего сына Рукн ад-Дина Фируза в столицу.
Именно его тюркская знать и провозгласила новым султаном. Но он оказался неспособным правителем, был развратен, слаб и находился под влиянием матери – Шах Тюркан. Важно отметить, что только Разия и Насир были детьми одной матери, а вот все остальные уже от разных жен султана Илтутмиша. Другой принц – Кутб ад-Дин Мухаммад, был вскоре казнен по приказу своего брата-султана. И вот тут тоже есть один неясный момент – по сообщениям хронистов, этот принц был популярен в столице, как среди народа, так и среди знати. Собственно, этот инцидент и привел к волнениям, вознесшим на трон Разию. Но здесь же вопрос – почему тогда Илтутмиш обошел популярного сына и не выбрал наследником уже его?
От Рукна ад-Дина, откололись уже и некоторые представителю тюркской знати и когда он отправился подавлять мятеж, Разия арестовала его мать, и была провозглашена новым султаном. Важность инцидента состоит не в том, что она была женщиной, а в том, что она опиралась на поддержку широко общества, а не на верхушку знати. Войска её единокровного брата разбили (по другой версии в поход он и не отправлялся, и был арестован в столице), и позже казнен, по-видимому, вместе с матерью.
Разия показала себя жестким правителем, самое интересное, что она пыталась уравновесить претензии тюркской верхушки аристократии, создавая прослойку нетюркской знати.
Причины последующего падения и гибели Разии состоят не в том, что она была женщиной. Свергнутых и убитых мужчин-правителей было куда больше. Кому как не Разии об этом знать. Ей просто не повезло – не хватило сил и удачи побороть олигархическо-военную клику, которая изначально рассчитывала, что женщина-султан будет представительным лицом, фактически не владеющей реальной власть.
Еще одной важной причиной того, что Разия не удержала власть, была какая-то ужасающая неразбериха, как внутри Делийского султана, так и по его границам. С севера напирали монголы, с юга и запада правители местных княжеств, внутри султаната непрерывно шли выступления местечковых властителей, которые то восставали против Разии, то прибегали к ней с повинной. Все воевали против всех, понять кто свой, а кто чужой, обхитрить всех и просчитать все ходы наперед не смог бы, наверное, даже сам Талейран.
В результате очередного заговора Разия была свергнута. По записям историка Минхаджа, Раззия правила 3 года 6 месяцев и 6 дней. Новым султаном стал её единокровный брат Муизз ад-Дин Бахрам.
Первоначально она содержалась под надзором некоего Ихтийара ад-дина Алтунийа, по романтической легенде с детства влюбленного в Разию. Он стал очередным мятежником, якобы из-за ревности. Но под влиянием своей страсти к Разии (или как считают более циничные исследователи, просто потому что не получил ничего от победивших заговорщиков), Алтунийа решил восстановить власть Разии, и они поженились.
В двух сражениях армии Разии и её мужа были разбиты войсками Муизза ад-Дина Бахрама. По основной версии (хрониста Минхаджа) Разия и Алтунийа были казнены 14 октября 1240 года. Её брат продержался на месте султана куда меньше Разии – Муизз ад-Дин был свергнут и убит уже в начале 1242 года.