/ Блог / Бургундия Валуа-Капетингов – взлет и крах. Становление новой династии
0407. Бургундия Валуа-Капетингов – взлет и крах. Становление новой династии

Бургундия Валуа-Капетингов – взлет и крах. Становление новой династии

Герцогство Бургундия – самое известное средневековое «почти государство» (в него входила не одна лишь Бургундия), которому до настоящей, признанной соседними монархами государственности, оставался даже не шаг, а четверть шага. Но этим мечтам не суждено было сбыться: могучий, черный фландрский лев был сбит в последнем прыжке, алебардой безвестного пехотинца. Итак, с чего все начиналось…

 Развитие новой бургундской династии было стремительным, уже первый герцог взял мощный старт.

 А началось все в конце 1361 года. 21 ноября указанного года, во время эпидемии чумы (скорее всего, по этой причине, но известно, что герцог болел 10 дней и даже успел написать завещание), скончался пятнадцатилетний Филипп Руврский - герцог Бургундии, граф Бургундии, Артуа, Оверни и Булони. Филипп стал герцогом в трехлетнем возрасте, после смерти своего деда (чей единственный сын, тоже Филипп, по прозванию Монсеньор, скончался раньше отца), Эда IV (1295-1349). Женат Филипп уже был, вот только супруге его Маргарите Дампьер, лет было еще меньше – всего 11, так что ни о каких детях речи не шло, брак, естественно, не был консуммирован. Также юный герцог был пасынком короля Франции Жана II Доброго – по второму браку своей матери, Жанны графини Овернской и Булонской.

Таким образом, Филипп Руврский оказался последним представителем Старшего Бургундского Дома Капетингов (основанного младшим сыном короля Роберта II Благочестивого) во Франции. Совсем скоро, в 1383 году, в Португалии со смертью короля Фернанду I Прекрасного, эта самая древняя, кадетская ветвь королей Капетингов, угаснет окончательно по законной линии.

 Учитывая особенности своих владений, единого наследника (за неимением прямых) герцог и граф Филипп не назначал, а оговорил это в завещании следующим пунктом: «Нашими наследниками в наших владениях и относительно нашей собственности, будут те, кто по закону или обычаю этих земель должен быть». И на этом этапе, сборные бургундские владения были разделены между несколькими родственниками Филиппа Руврского, почти (за одним исключением) по справедливости, вне салического права. То есть, то или иное владение возвращалось ближайшим родичам последнего держателя прав, которому в свое время наследовал сам Филипп, как первый наследник.

 В итоге, довольно любопытный раздел получился: графства Булонь и Овернь получил Жан I Оверньский (1326-1386) – «младший» дядя матери Филиппа, Жанны Оверньской и Булоньской (как единственный ребенок своего отца, она, вне салического права обходила своего дядю и принесла эти земли в приданное мужу, и дядя унаследовал эти графства строго в очередь). Ни один из трех совместных детей уже королевы Жанны и короля Жана II Доброго не выжил. Вполне очевидно, что если бы хоть один ребенок Жанны от второго брака здравствовал на 1361 год (причем, не важно мальчик это или девочка), то он (или она) и унаследовал бы графства матери Филиппа Руврского.

 Графства Артуа и Бургундию получила Маргарита Французская – младшая дочь короля Филиппа V и младшая сестра Жанны – бабушки Филиппа Руврского, которая и забрала в свое приданное уже эти владения, выйдя замуж за Эда IV. Здесь династическая головоломка сложилась даже изящно. Несколько сложнее было с основным и самым значительным владением – герцогством Бургундия.

 На «финишную линию» выходили два претендента – король Наварры Карл II Злой и король Франции Жан II Добрый. Напомню читателям о происхождении королевских прозвищ: король Наварры и правда был «злым», другой вариант перевода прозвища «Mauvais» - «Плохой». И король Франции тоже получил прозвание не за милосердие и человеколюбие (как можно подумать), а за то, что, хоть и являлся плохим полководцем, был знатным рубакой (полный русский аналог – «добрый воин»), в подтверждении этого в битве при Пуатье не одну горячую английскую и гасконскую голову, он снес своим топором.

 Наследование и в этом случае считалось по женским линиям. И, что, интересно Злой король обходил Доброго по старшинству линий. Итак, все по порядку – наследование отсчитывалось от детей герцога Робера II (1248-1306) Из четырех взрослых его сыновей: Гуго, Эда, Луи и Робера – потомство было только у второго и угасло с Филиппом Руврским.  Доживших до совершеннолетия и замужества дочерей, у Робера II также было четыре – Бланка, Маргарита, Жанна и Мария. Дочь первой – Бланки, скончалась без потомства в 1344-ом, эта линия угасла, а вот вторая дочь Робера II, это – та самая Маргарита Бургундская, «душа компании» и организатор «девичьих посиделок» в Нельской башне, которые, как известно, для фигурантов закончились весьма плачевно.

 Карл Злой и был внуком Маргариты Бургундской. Младшая сестра последней – Жанна, красотой и ветреностью не отличалась, зато обладала умом, волей и скверным характером, вот она королевой Франции как раз стала, будучи женой Филиппа VI Валуа. Их старшим сыном и был Жан II Добрый.

По существу, выходило, что права Карла Злого – выше по первородству. Но с женскими линиями всегда так – на глазок, так что вопрос очень спорный; легисты короля Франции упирали на то, что он ближе по крови, то есть, является сыном сестры Робера II, а Карл Наваррский – лишь внуком другой сестры. Трудно сказать, получил бы король Наварры это наследство, даже если бы его звали не Злым, а Божьей коровкой (скорее всего – нет). Учитывая все его прегрешения и связи с англичанами, король Жан II по договоренности с двумя другими преемниками Филиппа Руврского, просто вышвырнул короля Наварры из этой линии наследования. Немножко (хотя это и не слишком существенно), Жан II ссылался и на то, что покойный герцог был все-таки его пасынком.

В итоге герцогство Бургундия не просто вернулась в королевский домен, а было унаследовано королем Франции по праву – на это и упирали законники короля, как выяснилось гораздо позже, слегка зря. Обосновать это приобретение возвратом старого апанажа к короне, было бы политически грамотнее.

 К этому времени, четвертый и самый младший сын короля, родившийся в 1342 году – Филипп, был уже герцогом Туреньским. После битвы при Пуатье (1356), Филипп заслуженно получил прозвище Смелый – за то, что, оставаясь рядом с отцом, сражался с ним до конца. С отцом же его и увезли в Англию. Некоторое время младшего принца называли еще и «Безземельный», но Жан II после возвращения из английского плена отдал ему в апанаж герцогство Турень.

Продолжение следует…

Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

avatar
Реклама

Тут могла бы быть Ваша реклама!

Статистика
Всего
Пользователей
Гостей
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наверх