Этот «малый» крестовый поход (задолго серьезно до Гуситских войн) является одним из самых малоизученных. Лишь вкратце известно, как он происходил, и можно лишь предполагать, чем он закончился.
В 1335 году инквизитором Праги был назначен некий Галло де Ново Кастро – для борьбы с ересью. Галло имел некоторый успех, но встретил значительное сопротивление. Впервые еретики зафиксированы в Чехии в 1315 году – вкратце они упоминаются в Збраславской хронике, главе 124-ой:
«В том же году (1315) нашлось в разных местах много еретиков, которых со скорбью и презрением отлучили от церкви и были сожжены некоторые из них в монастырях, ибо проповедовали они перед мирянами.»
1315 год – дата вполне понятная, если увязать ее с осуждением движения бегинок на Венском соборе 1312 года, а ранее, в 1310 была казнена одна из духовных столпов этого движения Маргарита Поретанская (1250/60-1310). То есть, после 1312 года немецкие и отчасти французские еретики – вальденсы, бегинки и бегарды (мужское общество, идейно близкое к бегинкам) начинают проникать в чешские земли и распространяют свои учения главным образом среди немецких переселенцев.
Можно предположить, что к 1335 году, еретическое движение настолько разрослось, что и появилась необходимость в назначении в регион отдельного инквизитора. В 1339 году Галла де Ново Кастро вместе с местным феодалом Ольдржихом III Градецким, направляются в Авиньон к папе Бенедикту XII на обсуждение вопроса о местных ересях. В Авиньон, а не в Рим, так как Бенедикт XII (Жак Фурнье) был уже третьим Римским папой в период так называемого Авиньонского пленения 1309-1377 годов, когда французские короли, мудрствуя лукаво, взяли папство под свой контроль.
Пока инквизитор и Ольдржих находились в отъезде, еретики нанесли ответный удар - замок Ольдржиха был сожжен и разграблен вместе с ближайшими поселениями и храмами. Ольдржих немедленно попросил понтифика о благословлении Крестового похода, который сам и намеревался возглавить. Буллой от 6 марта 1340 года, Бенедикт XII такой поход санкционировал, формально приравняв его участников к сражающимся в Святой земле. Карательная экспедиция состоялась, но вот с какими именно результатами – неизвестно.
Не лишним будет предположить, что для крестоносцев Ольдржиха все прошло не так гладко, поэтому анналы и умолчали о подробностях экспедиции. Ведь нашлись же у неизвестных еретиков (возможно вальденсов и бегардов) силы, чтобы успешно атаковать укрепленный замок. Несмотря на то, что восставшие были разгромлены – осенью следующего года, Римский папа пишет Ольдржиху письмо с просьбой предоставить свои тюрьмы для арестованных инквизицией, резонанс был значительный. Упоминается, что репутация Богемского королевства серьезно пострадала в католическом мире – чешские земли стали считаться убежищем для еретиков.
По всей видимости, в виду малочисленности крестоносцев и ограниченности их действий серьезного урона местному протестному движению Богемский крестовый поход не нанес, «локализировать» и ликвидировать это движение в регионе подвластном Ольдржиху III Градецкому не удалось. Таким образом, этот протест против официальной церкви, постепенно утверждаясь уже в чешской среде, послужил прологом для Гуситских войн.