Говоря о Бразильской империи можно обратить внимание и на развитие (в очень недолгом по историческим меркам времени) истории ее дворянства. Эта аристократия имела ряд любопытных отличий от более-менее знакомой нам европейской знати.
В колониальное время (то есть с момента начала португальской экспансии и до 1815 года) все шло относительно по европейской старинке – в Южную Америку прибывали старые дворянские роды, кроме этого короли, как водится, от случая к случаю, производили в знатное достоинство заслуженных людей. С 1808 года, ровно с того момента как португальский королевский двор обосновался в Рио-де-Жанейро, раздача титулов неимоверно возросла. Только за первые 8 лет своего пребывания в благословенной Бразилии принц-регент и будущий король Жуан, раздал здесь больше дворянских титулов, чем все его предшественники за 300 лет.
Всего до 1821 года (год его возвращения в Португалию), Жуан VI щедрой рукой «создал» 11 герцогов, 38 маркизов, 64 графа, 91 виконта и 31 барона. «Кадры» Жуан VI черпал, как и из «земельной знати» (которая по существу и так фактически была аналогом европейского дворянства, вот только это не было должным образом урегулировано), так и из буржуазии и видной интеллигенции своей новой столицы.
Такая массовая инициация отнюдь не была королевским самодурством или чем-то странным. С одной стороны, королю необходимо было укрепить опору своей власти, найти признательность среди местной элиты, а с другой – как-то юридически уравнять эту элиту в правах с теми португальцами, что прибыли с ним из Европы. Иначе было бы просто странно, что десятки богачей, реально влияющих на власть, формально не равны португальским придворным.
Но Бразилия в 1822 году стала империей, и ее конституция 1824 года, закрепила ряд новшеств. Дворянство теперь (хоть и с отменой части привилегий для многих желанное) учреждалось пожизненно, не передавая официально автоматически по наследству. Собственно говоря, для империи это был своеобразный и оригинальный способ пополнения казны, поставленный на небольшой «поток» - небольшой так как за титул (и его продление по наследству) надо было платить.
Если мне правильно удалось понять не очень ясную таблицу от 1860 года, с перерасчетом на современную валюту в долларах США, то титулы имели следующую стоимость (в современных деньгах): герцог – 2, 45 миллиона долларов, маркиз – чуть более 2-х миллионов, граф – 1,45 миллиона, виконт – 1, 025 миллиона и баронство самое «дешевое» - 750 тысяч долларов. Отдельно надо было заплатить за подачу заявки на титул – пересчитано как 366 тысяч долларов (по курсу 2016 года) и регистрацию герба – 170 тысяч.
С этой высокой стоимостью связано и то, что конкретный титул принадлежал только одному человеку (его наследники не могли или не считали нужным их продлевать); было и довольно частое явление – один и тот же титул принадлежал в разное время не связанным родством людям.
Действовал и ряд ограничений для желающих получить титул – как правило, до четвертого колена проверялись генеалогия предков кандидата – среди них не должно было быть представителей некоторых национальностей (по аналогии с правилами самой Португалии и Испании), лиц, осужденных за оскорбление величества и ремесленников – плотников, кузнецов, сапожников и прочих, ручной труд считался «низшим видом» деятельности.
Женщины, к слову были не ограничены в правах титулования – 29 дам (те, кто мог себе это позволить) приобрели себе аристократические титулы по «собственному праву».