Дело в том, что во Франции, при дворе той же Анны Бретонской, жила Шарлотта Арагонская (1480-1506), старшая дочь и единственный ребенок от первого брака, действующего короля Неаполя Федерико. Ничего странного в этом нет – женат Федерико был в первый раз на Анне Савойской, внучке Карла VII (1455-1480), и со стороны отца была даже мудро оставить дочь во Франции после смерти матери. «Климат» при французском дворе был здоровее, к тому же девочка владела по собственному праву хорошим ворохом сеньорий на юге Франции, а Федерико в Неаполе был еще нелюбимым младшим сыном и нелюбимым братом, с неясным будущим.
С началом Итальянских войн, а позже и воцарением ее отца, положение Шарлотты не ухудшилось, даже упрочилось – из просто королевской кузины (которых во Франции и так было не счесть) она стала дочерью другого короля. Причем, в заложниках она не была, в этом, наверное, просто не видели смысла.
Хитрый заговор Александра VI состоял в следующем – Людовик XII получает от Папы расторжение брака с Жанной Валуа, признание своих прав на Милан, а вот от прав на Неаполь … отказывается. В пользу Чезаре, который их получит благодаря женитьбе на Шарлотте Арагонской, чему король Франции обязуется способствовать всеми силами, Шарлотту надо уговорить, а не заставить, так как она иностранная принцесса, власти у короля над ней нет.
Заговор уж больно мудрёный, учитывая взаимоисключающий конфликт интересов, но хитрец Людовик на предложение Родриго ответил согласием. Помпезность Чезаре Борджиа, по его приезду во Францию, по общему мнению, произвела на всех, в том числе и на Шарлотту, отрицательное впечатление; тут великий бастард явно промахнулся и переборщил с показной роскошью, добытой не по чину и не по роду. Чем бастард Чезаре хотел удивить эту тучу французских гордецов, многие из которых могли похвастаться законной королевской кровью?
Итак, Шарлотта ответила гневным отказом. Король в приватной беседе (и, наверное, боясь, как бы она не передумала) поинтересовался ее окончательным решением, на что что принцесса сказала примерно следующее – «Я пойду на эту жертву, если вы, Ваше величество, в свою очередь, навсегда откажетесь от притязаний на трон моего отца и моих братьев». (На тот год у Федерико было двое сыновей от второго брака, и через несколько лет родится еще и третий).
Ответ принцессы еще более запутывает мотивы Папы. Получается, что Шарлотта не просто не подозревала о заговоре, она в принципе не понимала, как Чезаре мог претендовать на корону Неаполя поперек ее единокровных братьев, Фердинандо и Альфонсо. Опасность, по ее мнению, исходила в первую очередь от короля Франции. А действительно, как Александр VI задумал добиться трона для Чезаре при таких условиях, согласись Шарлотта на этот брак?
Вне салического права дочь наследует за отцом, это так, но только после своих братьев родных или единокровных (у которых еще и детей не должно быть), старшинство здесь совершенно не имеет значения. Остается только догадываться … Может быть, Папа задумал каверзу с аннулированием второго брака короля Федерико с Изабеллой дель Баццо, объявив таким образом братьев Шарлотты бастардами?
Но в любом случае, король Людовик должен был только обрадоваться отказу горделивой арагонки, так как ее согласие запутывало бы всё до невозможности. Одно дело отказаться от прав, предварительно и в тайном договоре, и другое – публично. Хм, и как поступить если непостоянного Родриго Борджиа качнет теперь в сторону Неаполитанских Трастамара, коли уж он станет их родичем? И что делать с ожиданиями подданных, они этого просто не поймут, одного Милана мало – разве ради интересов какого-то пафосного папского выскочки Чезаре погиб Жильбер Бурбон-Монпансье и другие славные сыны Франции в Первой Итальянской войне?
Так что, отказ Шарлотты Арагонской пришелся только на руку. Людовик стал обхаживать Чезаре, на предмет иной суженой, из необъятных запасов невест других своих родственников. Всем хороша другая Шарлотта – из рода де Альбре, она красива, знатного рода королевской Капетингской крови (также по женской линии, но зато законной, не то что некоторые), да и старший брат у нее с 1484 года, король Наварры благодаря браку… Приданное будет за счет самого Людовика и еще титул уже во Франции.
Поначалу Чезаре встал в позу, держался крепко и буллу не отдавал и фактически оказался под арестом. Но король Людовик «дожал» Папу и его бастарда. Я пока стушевался над вопросом – получил ли Чезаре от отца весточку-указание действовать согласно изменившимся обстоятельствам или же принял решение сам. В любом случае, булла была отдана королю Франции, 17 декабря брак с Жанной Валуа был расторгнут и 8 января следующего года Анна Бретонская вышла замуж за Людовика XII.
Новый брачный контракт королевы-герцогини заслуживает отдельного рассмотрения с точки зрения наследственного права, ее бретонцы оказались великолепными крючкотворами, а Людовик был так рад, что на всё согласился; к несчастью для Бретани, уже Франциск I позже нещадно «зарубил» все крайне интересные, но сомнительные для Франции положения этого договора.
А Чезаре Борджиа готовился сочетаться с Шарлоттой де Альбре (свадьба состоялась 12 мая 1499 года), в довесок он получил графство Валентинуа, возведенное ради него в герцогство. Вместе с королем Франции, его новый союзник уже летом 1499 года вторгся в Миланское герцогство. Вторая Итальянская война началась, а Александр VI, отставив в сторону идею о захвате для сына Неаполя, загорелся новым планом создания для него отдельного государства на территории Романьи, лишив власти вассалов Папской области. Не только для Сфорца, но и для Неаполитанских Трастамара наступили черные дни, из которых им уже не суждено было выбраться.