В 1903 году, петербургская еженедельная газета «Свет» получила от своего корреспондента следующее сообщение.
21 октября в городе Радоме, (бывший губернский центр, ныне Мазовецкое воеводство Польши) было происшествие, похожее на «печальный случай с подпоручиком Кублицким в Петербурге». В этот день, по случаю восшествия на престол Николая II, на соборной площади города проводился парад войск местного гарнизона. Когда войска стояли в строю и парад начал принимать дивизионный командир, из толпы народа, окружавшего площадь, выделился некий молодой человек.
Он подошел к учувствовавшему в параде батальонному адъютанту, молодому офицеру, стоявшему на правом фланге напротив барабанщиков и внезапно ударил офицера в лицо с такой силой, что с того слетел головной убор. Повернулся и побежал во всю прыть. Офицер погнался за молодым человеком, догнал и нанес ему шашкой удар по голове. Затем вернулся в строй, капельмейстер хора музыки надел ему на голову шапку, поднятую с земли и парад, продолжился.
В толпе произошло некоторое замешательство – полицейские уже схватили злоумышленника. К счастью для последнего было кого хватать, а не «подбирать» с мостовой. На его голове оказалась лишь незначительная, совершенно неопасная для жизни и здоровья рана – удар шашкой пришелся по шапке. Остается пока лишь догадываться – везение ли это, или офицер сжалился над своим обидчиком и умышленно бил не насмерть.
Оказалось, что этот молодой человек известен многим в городе – это радомский оборванец и попрошайка, вроде как городской сумасшедший. Нет у него постоянных занятий, жилья, живет только подаянием добрых радомцев. Но имеет он, в целом, превратную привычку – не просто шляется по улицам, и скромно просит подаяние, а подходит к лицам, стараясь выбрать тех, кто в форменной одежде, просит папиросочку, спички, денежку и в случае отказа начинает хамить, кричать и буйствовать.
«Свет» в этой заметке почему-то не счел нужным сообщить имена офицера и явно неадекватного молодого человека, напавшего на него.
А что же и подпоручик Кублицкий, на которого ссылался корреспондент? Увы, но в этой заметке случившееся уже именно с ним, так и осталось нераскрытым. Можно легко предположить - потому что об этом неоднократно писали ранее и читали прекрасно знали, о чем идет речь.
Примечательно, что уже позже - в 1904 году, в типографии Штаба Квантунской области в Порт-Артуре вышла брошюра, под заглавием «Оскорбления подпоручика Кублицкого-Пиоттуха и адъютанта в г. Радом» Неясно, правда, вся ли брошюра посвящена этим инцидентам или же они там кратко упоминаются. С одной стороны, странно - названа фамилия подпоручика, а адъютант, также являвшийся офицером (обер-офицером), пусть даже он был и ниже чином (а ниже только прапорщик, но эту должность занимали чины до капитана включительно), так и остался безымянным.
Но, так как получить доступ к этому редкому изданию не просто, мне остается лишь надеяться на случайную находку в каком-нибудь журнале тех лет, чтобы узнать и то, что случилось с подпоручиком Кублицким, и как же был наказан (если вообще наказан) бедовый малый из польского Радома.